Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Миссия среди военослужащих

Необходимость православной миссии среди военнослужащих не требует специального обоснования — Вооруженные Силы служат делу защиты Отечества и исполняющие свой священный долг и почетную обязанность граждане не могут быть лишены пастырского окормления и возможности слышать проповедь Слова Божия, что стало бы нарушением их гражданских прав. Общеизвестно также, что вся военная история Русской армии и флота сопряжена с деятельностью военного духовенства, которая воодушевляла воинство и приводила к победоносным результатам — свидетельства тому имеются в изобилии со времен прп. Сергия Радонежского и до наших дней. Следует заметить, что хотя военнослужащие, составляющие ныне Российскую армию и флот, не моноконфессиональны, тем не менее, из личного опыта многих священнослужителей и капелланов видно, что противления пастырскому попечению православного священника в их рядах практически не наблюдалось. Более того, представители иных религий и конфессий — мусульмане, протестанты, католики и просто неверующие военнослужащие проявляют интерес к православной проповеди и нередки случаи обращения в православие инославных и принятия крещения мусульманами.

Особо следует оговорить исполнение воинами своего долга с оружием в руках и нарушение заповеди Господней «Не убивай» (Исх. 20.13) — примером должна служить практика, имевшая место в императорской российской армии и на флоте, когда согрешавший на войне против этой заповеди призывался к покаянию и ему назначалась епитимия. Вообще, говоря о вооруженной борьбе с противником, надо делать упор не на убийство врага, а на уставное требование о поражении противника или выведении его из строя, что не обязательно предполагает причинение ему смерти.

К тому же, очень важно дать понять военнослужащим отношение к военным действиям Православной Церкви, которое изложено в «Основах социальной концепции»: «Неся людям благую весть примирения (Рим. 10.15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1Ин. 5.19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15.13)».

В иконографии вмч. Георгия Победоносца, который со времен блгв. кн. Димитрия Донского считается покровителем г. Москвы и вообще русского воинства, черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.

«В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству. Православные пастыри — как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах — призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии» (Основы социальной концепции).

Конечно, в деле защиты Отечества имеет свои отличия деятельность специальных служб и подразделений — соответственно, и пастырское попечение о таких военнослужащих имеет некоторые особенности. Но есть и самые общие требования к священнику, входящему в воинский коллектив.

1. Общие требования к военному священнику:

Священник-миссионер, имеющий послушание по окормлению военнослужащих, должен учитывать в своей деятельности следующие положения:

— осуществлять ее при полном согласовании с командованием, не в ущерб боевой и специальной подготовке личного состава. Для достижения успеха необходимо добиваться теснейшего взаимодействия с командованием части (подразделения);

— опираться при планировании пастырской деятельности на руководящие документы священноначалия и Министерства обороны РФ, положения и Уставы Вооруженных сил РФ. Для чего следует не только быть знакомым с соответствующими документами, но и постоянно совершенствовать свои знания и на их основе помогать командованию в координации воспитательной работы с личным составом;

— хорошо знать историю боевого пути части (подразделения), ее насущные проблемы и предназначение;

— добиваться авторитетного положения среди военнослужащих через освоение техники и вооружения, знания специфики несения службы, личным примером утверждая почетный статус защитника Отечества. Было бы неплохо, если бы батюшка успешно освоил одну из военно-учетных специальностей, присущих данной части (подразделению), а на корабле бы имел свой номер по боевому расписанию;

— участвовать во всех мероприятиях, проводимых в части (подразделении) согласно планов командования — будь то учения, марши, боевые выходы и походы, офицерские собрания или же парады по случаю торжественных событий.

2. Осуществление повседневной пастырской деятельности среди военнослужащих:

Ежедневная кропотливая работа с военнослужащими по их катехизации и воцерковлению может быть представлена как деятельность при исполнении ими обязанностей службы и совершаемая во внеслужебное время. Военный священник обязан построить ее так, чтобы военнослужащий имел и в том и другом случае устойчивую мотивацию к достойному несению службы, образцовому выполнению учебных и боевых задач и был бы готов в согласии с военной присягой исполнить свой долг и даже отдать жизнь, защищая народ и Отечество. Для успешного осуществления такой деятельности, помимо обычного пастырского душепопечения, священнику необходимо:

— Интересоваться повседневным бытом и жизнью военнослужащих, постепенно приводя ее к норме и практике, присущей православной традиции и нравственности.

— Во взаимодействии с командиром части (подразделения) для сплочения воинского коллектива участвовать и во внеслужебной жизни военнослужащих, знать членов их семей, проводить с ними совместные мероприятия — отмечать семейные торжества, юбилеи, праздновать значимые даты из истории государства, Дни воинской славы, совершать паломничества к святым местам и др.

— Обязательно оборудовать (если нет возможности в части (подразделении) обустроить храм или домовую церковь) молитвенную комнату, а в казарменных помещениях, кубриках и каютах — святые уголки. В достатке иметь молитвословы, приучать личный состав молиться. Если удастся обустроить храм, то регулярно совершать в нем богослужения. Предусмотреть возможности для молитвы в полевых и походных условиях, а также во время ведения боевых действий. Ходатайствовать перед командованием о возможности участия военнослужащих в богослужениях, крестных ходах, проводимых в епархиях по месту дислокации.

— В библиотеку части (подразделения) передавать православную духовную литературу, совместно с работниками библиотеки устраивать ее представление, организовывать читательские конференции и просмотры фильмов духовного содержания.

— Непременно использовать любую возможность совершения общественного богослужения с привлечением как можно большего числа военнослужащих, например, при освящении техники, оружия, боевого знамени, служебных и жилых помещений части (подразделения) и др. В праздник Богоявления совершать Великое освящение воды при общем построении.

— Принимать участие в обсуждении и формировании планов воспитательной работы и повседневной деятельности части (подразделения). Совместно с заместителем по воспитательной работе включать в план вечера вопросов и ответов и беседы на духовные темы, еженедельные катехизические занятия для лиц рядового и офицерского состава и гражданского персонала части (подразделения). Участвовать в подведении итогов боевой подготовки и повседневной деятельности в части (подразделении).

— Активно взаимодействовать в воспитательно-патриотической работе, особенно среди военнослужащих по призыву, с членами общественных организаций ветеранов войны и Вооруженных сил РФ.

— При работе с нарушителями воинской дисциплины обращаться к примерам из Священного Писания и Предания, а также к увещеванию из опыта святой жизни угодников Божиих, покровителей русского воинства (таких как вмч. Георгий Победоносец, 40 мучеников Севастийских, блгв. кн. Александр Невский, блгв. кн. Димитрий Донской, прав. адм. Феодор Ушаков и др.), жизнеописания которых миссионер должен очень хорошо знать.

— В целях укрепления воинского духа, воспитания преданности Отечеству и верности воинскому долгу, присущих русскому воинству, необходимо использовать не только общезначимые примеры из истории Отечества и Церкви, но и обращаться к истории части (подразделения), а если возможно — привлекать и героико-патриотический материал из прошлого и настоящего времени по месту дислокации или несения службы данной части (подразделения). Разумеется, это обращение должно быть наглядным, зримым.

— Миссионер должен иметь возможность поощрения наиболее отличившихся при выполнении воинского долга военнослужащих подарками, Благодарственными письмами, ходатайствовать перед епархиальным архиереем о награждении архиерейской грамотой и другими наградами Русской Православной Церкви.

— В гарнизоне военные священники должны организовать между собой взаимодействие и сотрудничество, способствуя тем самым повышению воинской дисциплины и боеготовности гарнизона.

— Во взаимоотношениях с военнослужащими разного уровня священник должен вести себя с достоинством и честью, не позволяя себе панибратства с личным составом и заискивания перед командованием, быть для всех духовным отцом и авторитетом.