Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Проповедь среди мигрантов

«К внешней миссии можно отнести миссионерскую деятельность среди мигрантов. Миссионерам надлежит обратить внимание на то, что:

переселенцы, имея свое религиозное мировосприятие, могут влиять на православных, которые еще не до конца утверждены в вере Христовой, и от этих соблазнов их необходимо предостеречь;

— важно направить усилия миссии на изучение культурных традиций и мировоззренческого базиса каждой конкретной этнической группы, дабы православное просвещение осуществлялось на основе принципа церковной рецепции всех созидательных компонентов национальных культур; для этого необходимо организовывать специальные духовно-просветительские центры, которые в своих миссионерских программах учитывали бы этнокультурные и этнорелигиозные особенности переселенцев;

— переселенцы при освоении новых территорий несут с собой свою культуру. Это может привести к социальным конфликтам, в том числе и в духовной сфере, что вызывает необходимость проведения особой миссионерской работы. Характер этой работы можно определить как «миссию диалога».

В условиях существующих этноконфессиональных конфликтов «миссия диалога» становится важнейшей духовной обязанностью православных христиан, которые должны избегать всякого участия в экстремистских действиях.

В данном контексте «миссию диалога» следует рассматривать как необходимый образ действия христиан в целях поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов в духе любви к ближнему. Поэтому «миссия диалога» основывается на миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости. Для нее важно личное свидетельство о вере каждого христианина в повседневной жизни».

Мигранты — люди, временно (или постоянно) проживающие на территории чужой страны, как правило, это рабочие, трудящиеся в России, после чего уезжающие в свои родные страны. Некоторые по тем или иным причинам «оседают» в России и даже получают гражданство. Часть мигрантов в России являются православными (из Белоруссии, Украины, Молдовы), однако большинство приезжают из стран Средней Азии, где основной религией является ислам.

Проповедь среди таких людей очень важна не только потому, что эти люди могут стать православными христианами, но и потому, что они могут стать миссионерами у себя на родине. И хотя официальное миссионерство в странах «шариата» запрещено и карается смертью, большинство стран Средней Азии не придерживается этого сурового закона, и в них помимо мусульман существуют и христиане.

Стоит также напоминать мигрантам, считающим отречение от своей веры предательством предков, что задолго до появления ислама большинство их предков исповедовали христианство, и лишь после завоевания халифатом азиатских земель многие вступили в «Умму», то есть общество мусульман.

С современными мигрантами самое сложное для миссионера — это выйти на контакт, поскольку они живут как бы в своем закрытом мире, который с внешним миром почти не пересекается. Являясь чужими в чужой стране (где многие относятся к ним негативно, следуя или нацистским, или шовинистским принципам), подавляющее большинство простых тружеников, не бандитов, банально прячется, боится ходить по улицам. Их можно застать только на рабочем месте. А потому миссионер должен обязательно учитывать эти обстоятельства, не видеть в человеке «восточной» внешности врага-террориста (помня, что терроризм — метод не ислама, а исламизма), а воспринимать его как ближнего, которого тоже любит Бог.

Мигранты очень плохо знают русский язык, религиозной лексики они совсем не знают, даже те, кто более-менее сносно объясняется на бытовую тематику. Так что без серьезной миссионерской работы по переводу и изданию православных листовок и брошюр на языках мигрантов нечего и думать о какой-либо продуктивной миссии среди них.

Далее будут представлены некоторые практические миссионерские наработки, осуществление которых даст возможность проповеди среди мигрантов:

1. Если есть возможность, миссионер должен договариваться с православными бизнесменами, которые нанимают мигрантов, о том, чтобы те для своих работников раз в неделю в течение рабочего дня устраивали беседы с православным проповедником, освобождая на это час времени. Посещение должно быть добровольное — кто не хочет слушать миссионера, в этот час будет продолжать свою работу.

И уж тем более необходимо обязательно устраивать миссионерские беседы с теми мигрантами, которых нанимают для работы на православных объектах. Будет большим безобразием и ошибкой, если даже тем, которых Господь привел прямо в храм, ни слова не говорить о Христе.

2. Если у миссионера нет возможности выхода на высшее начальство, а только можно договориться на строительном участке (с прорабом) о посещении объекта, на котором работают мигранты, то желательно в какой-либо из больших церковных праздников посещать трудящихся, поздравлять их с праздником, дарить небольшие подарки к случаю, в наборе которых должны быть краткие брошюры о Православии или Священное Писание на их языках. Если будут заинтересовавшиеся, обмениваться контактами, затем созваниваться для дальнейшего общения. Кого-то можно приглашать в ближайший храм на экскурсию и совместное чаепитие.

3. Многие мигранты, которые хотели бы «осесть» в России, сами желали бы подучить русский язык, получить больше знаний о русской истории, культуре и т. д. Для этого, например, в Санкт-Петербурге действует частная «вечерняя» школа-курсы для мигрантов и пользуется огромным спросом со стороны последних.

Считается целесообразным организовать подобные учебные заведения и на местах (епархиальным миссионерским отделом), где помимо указанных филологических, исторических и культурологических предметов, рассказывали бы и о Православии, что вполне уместно, так как это неотъемлемая часть русской культуры.

4. Очень много мигрантов лежит в больницах (особенно в хирургических отделениях — с разными ранениями и травмами). Из бесед с ними было выяснено, что они вполне открыты для общения о вере. А потому очень хорошо было бы миссионерам устраивать походы в больницы, которые можно также приурочивать к церковным праздникам, поздравлять, дарить подарки, узнавать, не нужно ли чего-нибудь из предметов первой необходимости (мигранты обычно подарками от русских не избалованы и ценят их высоко). Дарить литературу на их языках. В больнице человек имеет массу свободного времени, и там читают даже те, кто в обычной жизни не любит читать.

5. Еще одна идея, созданная убитым в Москве миссионером иереем Даниилом Сысоевым. Это идея «миссионеров из школы», занимающихся уличной миссией. Группы молодых миссионеров идут по улицам и обращаются строго к лицам «неславянской» внешности, заговаривают с ними, дают листовки на их языках. Ребята могут заниматься этим несколько раз в месяц.

Такая миссия приносит свои плоды, так как многие мигранты охотно беседуют о вере с молодыми людьми, попадаются и заинтересовавшиеся Православием.