Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Протестантизм

k2Исторически причиной возникновения протестантизма послужили отступления католической церкви от чистоты христианского учения и, последовавшие за ним многочисленные изменения в области догматов, богослужения, религиозной жизни прихожан. Церковные нововведения привели к тому, что во многих случаях римско-католическая церковь оказалась неспособной в полной мере удовлетворять религиозные потребности верующих. Предстоятели католической церкви пытались усилить свое влияние на светскую власть европейских государств, в результате западная церковь стала более походить на административную организацию, чем на духовный организм. Продажа индульгенций, инквизиция и тому подобные явления шли вразрез с христианским религиозным мироощущением. К тому же, в силу ряда исторических причин неоднократно возникало церковное двоевластие. Так например в 1378 году церковная власть оказалась поделенной между двумя папами — Урбаном IV и Климентом VII, каждый из которых утверждал о законности своего избрания и требовал беспрекословного подчинения себе. Верующие люди чувствовали себя оскорбленными, т.к. для них понятие церковной жизни тесно связано с институтом «папства». Как считают католики, «папа есть второй способ реального присутствия Иисуса Христа в церкви» (первый — это присутствие в таинстве причащения), его устами якобы глаголет Сам Христос. Сложившаяся ситуация выявила несостоятельность католицизма, и среди богословов и прелатов римской церкви созрела мысль о необходимости прекращения раскола и церковных реформ. Попытки внутренней реформации предпринимались в течение более двухсот лет, но, из-за сопротивления папской кафедры и инквизиции, оставались бесплодными. Это привело к тому, что реформаторское движение не могло уже ограничиться внутрицерковными масштабами. Одним из самых ярких выразителей общего недовольства того времени явился Мартин Лютер.

Следует отметить, что в XX веке протестантизм переживает определенную духовную деградацию. Если Мартин Лютер, Кальвин и их ближайшие последователи своей целью ставили достижение «чистоты веры» (в своем понимании), поиск религиозных истин, то для современных протестантских движений характерно в основном стремление к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций.

Лютеранство

Основателем учения стал ученый монах-расстрига Мартин Лютер. В 1510 году ему лично пришлось наблюдать распущенность папского двора и римского духовенства. В 1516 году, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (грамот, в которых свидетельствовалось, что купивший их человек освобождается от наказания за грехи), Лютер выступил с обличениями этого явления. Завязался словесный поединок между папской властью и Лютером, которому пригрозили костром инквизиции. В 1520 году Лютера отлучили от церкви и только заступничество некоторых рыцарей, князей, профессоров и широкого круга общественности Германии спасло его от смерти. 

В 1529 г. германские князья и представители городов подписали Протестацию — протест против решения 2-го Шпейерского рейхстага об ограничении распространения в Германии лютеранства, откуда и появилось название «протестанты». В дальнейшем к протестантской ветви христианства стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви религиозные течения и организации, образовавшиеся в результате их многочисленных собственных расколов — всего более тысячи самостоятельных исповеданий и церквей.

Основная цель, которую преследовал Лютер, вступив в борьбу с Римом, — это возвращение христианства к его первоначальной чистоте. Однако, стремясь к очищению христианства, Лютер не имел представления об основах апостольского учения, сохраненных Православием и искаженных католицизмом, в традициях которого был воспитан Лютер. Поэтому в своей реформаторской деятельности он руководствовался лишь собственным представлением о церковной жизни, что было явно недостаточно для достижения поставленной цели.

Одним из главных элементов вероучения Лютера является утверждение о возможности спасения человека одной лишь верой: «Человек вполне пассивно относится к своему обращению, а лишь переносит, что делает с ним Бог. Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою в искупление, совершенное Христом, и эта вера является единственным условием спасения». Особенностью этой веры является то, что человек верит и не сомневается в том, что и он один из тех, которым дана благодать. Если он в это верует — он свят, благочестив, оправдан и есть дитя Божие.

В вопросе о церкви и священстве Лютер учит, что церковь следует понимать в двух смыслах: как видимое общество крещеных людей (церковная масса) и как невидимое общение, духовное общество, объединенное всеобщей любовью. Такая церковь невидима и верные чада ее известны лишь Господу Сердцеведцу. А духовное священство — принадлежность христиан. «Все мы священники, т.е. все мы дети Христа… Все мы через крещение делаемся священниками». Такой подход позже послужил тому, что многие из протестантских конфессий вообще откажутся от института церковной иерархии как людей, особо наделяемых благодатью, сохраняющих ее и имеющих особое право на передачу ее через рукоположение.

Поскольку Лютер отверг Предание Церкви как основной критерий истинности веры и положил в основание субъективную уверенность в правоте своих взглядов, протестантизм как движение уже при жизни своего основателя, стал дробиться на множество направлений. Каждый, считавший себя способным толковать Писание, создавал свою собственную секту.

В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. Сначала протестанты пользовались большим доверием среди некоторых представителей российских властей того времени, а в условиях постоянной военной конфронтации с католической Польшей даже рассматривались как естественные союзники православной России в борьбе против попыток католической экспансии в Европе.

Численность лютеран России значительно увеличилась при Екатерине II, решившей привлечь немцев к освоению земель Поволжья. Две трети новых поселений, возникших вдоль нижней Волги, были лютеранскими. Небольшие группы лютеран расселились также на юге России, в Крыму, в Бесарабии и Закавказье. В XVIII веке в одном только Петербурге жило более 20 тысяч лютеран. Приток в Россию лютеран продолжался в течении всего XIX века. Лютеранские общины появились в шахтерских городах Украины, в Мурманске, Владивостоке, в Ташкенте и даже на Аляске (1867 г.) К 1904 г. Евангелическо-лютеранская церковь Российской империи имела 287 лютеранских храмов, а численность верующих лютеран составляла более миллиона человек. В 1802 г. в Дерптском университете открывается лютеранский богословский факультет, в 1832 г. складывается административная структура лютеранской церкви, просуществовавшая до 1917 г.

С приходом советской власти в 1917 г. наступило время тяжелых испытаний для всех российских верующих. В 1927 г. в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934-м -45, в 1936-м — 8, а к концу 1937 г. уже не было вообще ни пасторов, ни приходов. Возрождение евангелическо-лютеранской церкви в России началось с середины 1950-х годов. После долгого перерыва первая лютеранская община российских немцев была зарегистрирована в Казахстане в 1955 г. В 1977 г. был открыт приход в Пушкине (Ленинградская обл.) — первая из лютеранских общин Ингрии, возрождавшихся в конце 70-х — начале 80-х.

В настоящее время в Российской Федерации официально зарегистрированы две российские лютеранские церкви: Евангелическо-лютеранская церковь России и других государств и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии.

В 1999 ГОДУ КАТОЛИКИ И ЛЮТЕРАНЕ ЗАКЛЮЧИЛИ СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛОВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Через 482 года после того, как Мартин Лютер вывесил на двери церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, положив таким образом начало Реформации, лютеране и католики торжественно подписали совместную декларацию, положившую конец вековым богословским спорам по вопросу о том, как происходит оправдание христианина — только верой (как учил Лютер) или верой и добрыми делами (как учит Римо-Католическая Церковь).

В 11.20 утра в лютеранской церкви св. Анны в баварском Аугсбурге кардинал Эдвард Кэссиди, президент Папского совета по содействию христианскому единству, и лютеранский епископ Брауншвейгский Христиан Краузе, президент Всемирной лютеранской федерации (ВЛФ), подписали Совместную декларацию о доктрине оправдания.

В соответствии с этим документом, обе стороны пришли к «консенсусу в области основополагающих истин» по вопросу об оправдании верой. В этой связи, говорится далее в тексте, «взаимные доктринальные осуждения более не относятся к учению обеих сторон в том виде, в каком оно представлено в Совместной декларации».

Ключевая фраза документа заключена, по мнению экспертов, в параграфе 15: «Вместе мы исповедуем, что нас принимает Бог и что мы стяжаем Святой Дух, Который обновляет наши сердца, укрепляет нас и призывает нас к добрым делам — не на основе наших заслуг, но только через благодать и веру в спасительное дело Христово».

Вслед за кардиналом Кэссиди и епископом Краузе свои подписи под декларацией поставили генеральный секретарь ВЛФ д-р Ишмаэл Ноко и секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Вальтер Каспер. Когда, подписавшись под историческим документом, они обнялись, все присутствующие в церкви разразились бурными аплодисментами. Под неутихающий звук аплодисментов свои подписи под декларацией поставили также шесть вице-президентов ВЛФ: Сигрун Мугедаль (Норвегия), Пармата Абасу Ишайя (Нигерия), д-р Прасанна Кумари (Индия), д-р Юлиус Фило (Словакия), Уберто Кирххайм (Бразилия) и епископ Джордж Андерсон (США).

«Мы являемся свидетелями важнейшего события в истории наших Церквей, — сказал в своей проповеди епископ Краузе. — Впервые за многие века здесь, в Аугсбурге, мы вновь вступили на общую почву. Антагонизм, а зачастую даже вражда между нашими Церквами являлись источником конфликтов, горя и страданий для многих людей во многих странах мира. Да дарует нам Бог новые силы для примирения и мужество для поисков мира».

В своей проповеди кардинал Кэссиди сказал, что в этот день лютеранам и католикам удалось заключить соглашение, которое стало важной вехой на пути «восстановления единства между последователями Христовыми». «Совместная декларация о доктрине оправдания дает новую жизнь и новую надежду всему экуменическому движению», — сказал ватиканский прелат. В тот же день в Риме, в своей проповеди после молитвы «Ангелус» Иоанн Павел II выразил удовлетворение в связи с подписанием декларации, которая, по его словам, стала «важной вехой на не всегда простом пути к восстановлению полного единства между христианами». «Я хочу поблагодарить Господа за то, что Он сделал возможным этот шаг», — сказал Папа.

В то же время подписание богословской декларации не означает не только полного объединения лютеран с католиками, но и не предусматривает общения в таинствах между двумя конфессиями. Кардинал Кэссиди и епископ Каспер подчеркнули, что для евхаристического общения необходим дальнейший диалог о природе власти в Церкви и о священнослужении.

Аугсбург был выбран для подписания декларации неслучайно. Именно в этом городе в 1530 году последователи Лютера представили императору Карлу V и рейхстагу так называемое Аугсбургское исповедание — основные положения лютеранской веры. Аугсбург — центр протестантизма в католической Баварии — имеет давние традиции религиозной терпимости.

Торжества по поводу подписания декларации начались утром 31 октября с покаянного богослужения в католическом соборе Аугсбурга: католики и лютеране попросили друг у друга прощения за то, что в ходе истории они не всегда пытались сохранить единство. Затем более 2000 человек прошли пешком около километра к лютеранской церкви св. Анны, где состоялась экуменическая молитва, после которой и была подписана декларация. Подписанию декларации предшествовал богословский диалог между ВЛФ и католической Церковью, который начался вскоре после завершения II Ватиканского Собора в 1965 году и продолжался более 30 лет. Помимо официальной совместной декларации, было составлено и подписано специальное «приложение», в которое вошли вопросы, остающиеся, по мнению лютеранских и католических богословов и иерархов, «открытыми». ВЛФ объединяет 128 лютеранских Церквей 70 стран мира, общая численность членов которых достигает 58 млн. человек (всего в мире насчитывается 61,5 млн. лютеран).

Кальвинизм

Движение за очищение церкви не ограничилось Германией. В Швейцарии движение реформации возглавил француз Кальвин, который, в вопросах вероучения пошел значительно дальше Лютера. Кальвинизм представляет собой крайнее направление в реформаторском движении XVII века. Пытаясь ответить на вопрос: «Почему при всеобщей любви Божией к людям одни получают от Него дар веры, а другие нет?», Кальвин ввел в свое вероучение понятие безусловного предопределения.Безусловное предопределение — это предвечное избрание Богом одних людей к спасению, а других — к погибели, независимо от их воли и без всякого отношения к их свободе. Очевидно, что данное положение было введено под влиянием иудаизма.

Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и Голландии — под именем реформаторства, во Франции — под именем гугенотства, и в Шотландии, Англии и Северной Америке — под именем пресвитерианства.

В 1592 пресвитерианство было признано парламентом Шотландии государственной религией. Пресвитериане, известные также под именем «пуритан», требовали от короля и парламента более решительных церковных реформ: упразднения церковной символики, креста, крестного знамения.

Основой устройства церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является община во главе с пресвитером, который избирается членами общества; общины объединяются в областные и государственные союзы. Обрядовая жизнь сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, его проповеди, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья.

Англиканство

Протестантское движение проникло и в Англию. Ближайшим поводом для начала реформации в Англии послужила ссора между папой Климентом VII и английским королем Генрихом VIII, который под этим предлогом избавился от многовекового влияния Ватикана на политику Англии. Английский парламент в1533 году принял закон о независимости Англии в церковных делах от папы и утвердил верховные права в церкви Англии за королем. Генрих VIII издал от лица парламента изложение веры в 10 членах, в котором заметно влияние лютеранства. При короле Эдуарде (1547-1553гг.) эти 10 пунктов были пересмотрены, а в 1551 году были изданы 42 члена англиканского исповедания, которое представляет собой смесь латинства (католичества), лютеранства и кальвинизма. Так было положено начало Английской Епископальной Церкви. При королеве Елизавете I были пересмотрены и эти члены веры и утверждены новые 39 членов, представлявшие собой, по свидетельству англиканского богослова Пуллера, «скорее символы мира и благочестивого согласия, чем члены веры». Англиканская Церковь имеет епископальное устройство.

В области догматики и обрядности внутри церкви существует три течения: «высокая Церковь», пытающаяся отстоять все то, что в англиканстве сохранилось от апостольского учения; «низкая», состоящая из представителей крайних течений протестантизма и «широкая», члены которой равнодушны к догматическим спорам.

В состав Англиканского содружества входят 25 автономных Церквей и 6 церковных организаций, среди них: Церковь Англии, Епископальная Церковь в Шотландии, а также ряд Церквей в США, Индии, Пакистане, ЮАР, Канаде, Австралии и других странах, входивших в прошлом в состав Британской империи.

Англиканская Церковь в Москве зарегистрирована Управлением юстиции города Москвы в 1993 г.